Скульпторы
Академик Леонид Васильевич Киренский, основатель и первый директор Института физики Сибирского отделения РАН, всегда заботился об антураже Академгородка и Института физики.
Можно только предположить, что, приступая к решению грандиозных задач, в том числе, связанных с космической тематикой и организацией лаборатории сильных магнитных полей, Леониду Васильевичу хотелось иметь эмблему института. Знакомство в середине 1960-х годов со скульпторами Николаем Андреевичем Силисом и Владимиром Сергеевичем Лемпортом, сподвигнуло Киренского обсудить с ними эту проблему.
|
|
Н. А. Силис |
В.С. Лемпорт |
Н. Силис и В. Лемпорт окончили Строгановское училище. Это хорошо известные скульпторы с оригинальным видением мира. После окончания училища в 1950-х годах у скульпторов сложилось творческое трио: В. Лемпорт, В. Сидур, Н. Силис (назвали его «ЛеСС»), по подобию уже существовавшего в то время объединения «Кукрыниксы». Все трое были талантливы и не только применительно к выбранной профессии, но и в других сферах. Так, вся троица прекрасно владела литературным пером. Первоначально скульпторы работали в реалистичном стиле, иначе и быть не могло: в начале 1950-х ни о каких формалистических работах и не думалось, тем более что после войны прокатилась очередная волна борьбы с формализмом, затронувшая и творческие вузы. После распада группы в 1968 году, Н. Силис и В. Лемпорт работали вдвоем до кончины Лемпорта в 2001 году. Ими оформлено советское посольство в Нигерии, они работали над рельефом в Приемном зале посольства в Афинах, была оформлена библиотека в Ашхабаде и Ростове-на-Дону, театр в Уфе, пансионат «Юность» в Подмосковье, санаторий «Кавказ» в Кисловодске и др.
Сегодня Н. А. Силису 89 лет (2017 год). Директор нашего института Дмитрий Александрович Балаев связался с внучкой Николая Андреевича. Из письма Екатерины Силис: «…держится он молодцом несмотря на свои 89 лет, чего и Вам желает. Передает привет физикам, к которым всегда испытывал благоговейное чувство сопричастности к тайнам природы и в общих чертах рассказал, что с Леонидом Васильевичем Киренским они были знакомы, и тот сам их пригласил в Красноярск, они вдвоем с Лемпортом ездили туда и задумали там эту символическую скульптуру. Уже по ходу дела возникла идея портретов. Их они позже сделали в мастерской в Москве (это выколотка по меди) и отправили в Красноярск…». Из статьи Ольги Герасимовой в журнале «Третьяковская галерея» № 1 за 2015 год: «…речь идет о «Силисоиде» - «Соленоиде» - абстрактной фигуре перед зданием Института физики им. Л.В. Киренского СО РАН в Красноярске. Для установки этой скульптуры нужно было обоснование, и физики в письме в МОСХ сочинили целую историю о сверхсильных магнитных полях, которые воплотились в этой скульптуре. Правда, при утверждении работы председатель худсовета покинул зал заседания - формализм работы был слишком очевиден, чтобы Л.Е. Кербель смог с ним согласиться…».
Еще эта скульптура кем-то была названа "Сукрутиной». Скульптуру можно называть как угодно, но возникла она из бесконечного кольца Мёбиуса, символизирующего бесконечность познания. Скульптура изготовлена из сплава, который использовался в космических технологиях, установлена она перед зданием института в 1969 году. Предполагалось, что позже вокруг скульптуры будет построен большой овальный бассейн, таким образом, чтобы скульптура оказалась не в центре бассейна. В зимнее же время это должен быть чистый отполированный лед. Но, к сожалению, после кончины Леонида Васильевича, его задумка о бассейне не была осуществлена
Горельефы Генерального конструктора космической техники Сергея Павловича Королева и академика Льва Давидовича Ландау, о которых пишет в своем письме Екатерина Силис, размещены на здании института и украсили его фасад.
Н. Силис и В. Лемпорт посещали Красноярск, бывали в институте и в гостях у Леонида Васильевича. Сотрудники института бывали у скульпторов в их мастерских.
Одно из воспоминаний о таких встречах предлагаем вашему вниманию. Вспоминает доктор физико-математических наук, заведующий лабораторией радиоспектроскопического структурного анализа Института физики СО РАН (1979-1998) Эвальд Петрович Зеер: «Впервые я познакомился с этими яркими людьми в июне 1969 года, когда после завершения международной конференции в Казани, посвященной 25-летию открытия ЭПР (электронный парамагнитный резонанс), оказался вместе с моим шефом Арнольдом Геннадьевичем Лундиным в Москве. Он был с ними хорошо знаком и в один из дней договорился о встрече, на которую пригласил и меня. Мы пришли в их творческую мастерскую на ул. Олеко Дундича 5, вблизи станции метро "Филевский парк", и мне показалось, что я попал в волшебный мир. Необычные скульптурные изображения женских фигур Н. Силиса и стилизованные портреты В. Лемпорта поразили воображение. Затем было застолье, на котором присутствовали некие люди из московского бомонда, обсуждались какие-то московские и прочие новости и слухи. Силис и Лемпорт рассказывали, как они судились с министерством культуры РСФСР, о своих работах в разных городах страны и за рубежом, ну и т.д.
Спустя некоторое время Силис и Лемпорт по приглашению Киренского приехали в Красноярск для установки перед зданием института созданной ими скульптуры «Соленоид» - будущий институтский символ, который я всегда называл «сукрутиной в две четверти». Подозреваю – это была идея Лундина пригласить именно этих скульпторов. На меня, довольно провинциального человека, они вновь произвели огромное впечатление своей какой-то, не знаю, столичной экстравагантностью что ли, раскованностью. Они носили потёртые джинсы, купленные в одной из африканских стран - тогда что-то абсолютно новое для большинства из нас. Я подолгу беседовал с ними во время монтажа скульптуры; вместе с ними и Арнольдом Геннадиевичем сходили на Столбы. Были какие-то «посиделки», на которых они под гитару великолепно пели шуточные песенки. И пели, пели просто необыкновенно хорошо. Пару этих песенок я даже умудрился записать на магнитофон и до сих пор сожалею, что не смог их сохранить. Одна из песенок была про некую даму в белом, целая баллада, которая заканчивалась гибелью героини: «…и вот Вы лежите здесь, совсем одинокая, и белое платье снова на Вас. Белые туфельки, белое личико, белое платьице – чуть помятый атлас…». Вторая песенка рассказывала о Микеланджело, которому постоянно приходилось бороться с каким-нибудь очередным папой Пием. Но... «…Микеланджело парень был смелый. Он схватил пресс-папье со стола, и сказал он ему, милый папа, не в свои ты не суйся дела…».
Не удивительно, что, когда встал вопрос о памятнике Киренскому выбор скульпторов пал именно на них. Вспоминаю, как они привезли готовый портрет и "переводили" его на каменную глыбу. Примененную ими технику можно бы назвать механическим 3D-принтером. Памятник получился отменный, а портреты Ландау и Королева, выполненные Лемпортом, украшают здание института и до сих пор.
Следующая встреча с ними состоялась, кажется, в феврале 1973 года, и организована была Славой Габудой. Встреча была очень сердечной, оказалось возможным более подробно ознакомиться с их мастерской, с их квартирками при мастерской; пили чай за длинным столом на большой антресоли, на которой привычно собирались их многочисленные гости.
Последний раз мы, я и неугомонный Миша Афанасьев, побывали у них в начале 1980-х. Я пригласил на встречу своих детей, сына и его молодую жену, и они испытали тот же восторг от искусства этих художников, как и я 12 лет назад. Силис и Лемпорт стали сдержанней в употреблении чего-либо крепче чая, который они по привычке заваривали прямо в кружках. Как обычно у них в гостях были какие-то люди, велись беседы на разные темы. Лемпорт был молчалив, и рисовал, в привычной только ему манере, силуэты своих гостей. Пару из этих рисунков удалось сохранить.
|
В гостях у скульпторов Н. Силиса и В. Лемпорта. Москва. Начало 80-х. |
Владимир Лемпорт умер в 2001-м. Николай Силис жив, ему 89.
Среда, 4 октября 2017»
Академик Л.В. Киренский скончался 3 ноября 1969 года и похоронен рядом с Институтом физики СО РАН. Когда встал вопрос о памятнике на могиле Леонида Васильевича, было решено обратиться к уже известным скульпторам. Три гранитные глыбы у могилы Л.В. Киренского, напоминающие по внешнему виду один из уголков живописной сибирской тайги – красноярские «Столбы» - словно символизируют непрерывную связь его самого и дела, которому он служил, с Сибирью. Авторами памятника являются скульпторы Н. Силис, В. Лемпорт и архитектор Лев Алексеевич Соколов, который был удивительно и разносторонне талантлив. Архитектор, актер, спортсмен, певец, рисовальщик, он обладал еще одним редким талантом — даром общения и дружбы. Лев Алексеевич прожил очень короткую, но удивительно яркую жизнь.
Из книги Николая Силиса "Воспоминания".
Квалификационная работа. Студент 4 курса Гуманитарного института Сибирского федерального университета. Кафедра «Культурология». Направление "Искусство и гуманитарные науки", Медникова Мария Эдуардовна.
"Философско-искусствоведческий анализ объекта социокультурного пространства". г. Красноярска "Соленоид. Скульптор Силис Н.А.,1969 год.
Операции с документом