Вы здесь: Главная / Здания, места / Скульпторы

Скульпторы

Академик Леонид Васильевич Киренский, основатель и первый директор Института физики Сибирского отделения РАН, всегда заботился об антураже Академгородка и Института физики.

Можно только предположить, что, приступая к решению грандиозных задач, в том числе, связанных с космической тематикой и организацией лаборатории сильных магнитных полей, Леониду Васильевичу хотелось иметь эмблему института. Знакомство в середине 1960-х годов со скульпторами Николаем Андреевичем Силисом и Владимиром Сергеевичем Лемпортом, сподвигнуло Киренского обсудить с ними эту проблему.

 

 Скульптор Силис Н.А.

 Скульптор Лемпорт В.С.

Н. А. Силис

В.С. Лемпорт

 

Н. Силис и В. Лемпорт окончили Строгановское училище. Это хорошо известные скульпторы с оригинальным видением мира. После окончания училища в 1950-х годах у скульпторов сложилось творческое трио: В. Лемпорт, В. Сидур, Н. Силис (назвали его «ЛеСС»), по подобию уже существовавшего в то время объединения «Кукрыниксы». Все трое были талантливы и не только применительно к выбранной профессии, но и в других сферах. Так, вся троица прекрасно владела литературным пером. Первоначально скульпторы работали в реалистичном стиле, иначе и быть не могло: в начале 1950-х ни о каких формалистических работах и не думалось, тем более что после войны прокатилась очередная волна борьбы с формализмом, затронувшая и творческие вузы. После распада группы в 1968 году, Н. Силис и В. Лемпорт работали вдвоем до кончины Лемпорта в 2001 году. Ими оформлено советское посольство в Нигерии, они работали над рельефом в Приемном зале посольства в Афинах, была оформлена библиотека в Ашхабаде и Ростове-на-Дону, театр в Уфе, пансионат «Юность» в Подмосковье, санаторий «Кавказ» в Кисловодске и др.

Сегодня Н. А. Силису 89 лет (2017 год). Директор нашего института Дмитрий Александрович Балаев связался с внучкой Николая Андреевича. Из письма Екатерины Силис: «…держится он молодцом несмотря на свои 89 лет, чего и Вам желает. Передает привет физикам, к которым всегда испытывал благоговейное чувство сопричастности к тайнам природы и в общих чертах рассказал, что с Леонидом Васильевичем Киренским они были знакомы, и тот сам их пригласил в Красноярск, они вдвоем с Лемпортом ездили туда и задумали там эту символическую скульптуру. Уже по ходу дела возникла идея портретов. Их они позже сделали в мастерской в Москве (это выколотка по меди) и отправили в Красноярск…». Из статьи Ольги Герасимовой в журнале «Третьяковская галерея» № 1 за 2015 год: «…речь идет о «Силисоиде» - «Соленоиде» - абстрактной фигуре перед зданием Института физики им. Л.В. Киренского СО РАН в Красноярске. Для установки этой скульптуры нужно было обоснование, и физики в письме в МОСХ сочинили целую историю о сверхсильных магнитных полях, которые воплотились в этой скульптуре. Правда, при утверждении работы председатель худсовета покинул зал заседания - формализм работы был слишком очевиден, чтобы Л.Е. Кербель смог с ним согласиться…».

Еще эта скульптура кем-то была названа "Сукрутиной». Скульптуру можно называть как угодно, но возникла она из бесконечного кольца Мёбиуса, символизирующего бесконечность познания. Скульптура изготовлена из сплава, который использовался в космических технологиях, установлена она перед зданием института в 1969 году. Предполагалось, что позже вокруг скульптуры будет построен большой овальный бассейн, таким образом, чтобы скульптура оказалась не в центре бассейна. В зимнее же время это должен быть чистый отполированный лед. Но, к сожалению, после кончины Леонида Васильевича, его задумка о бассейне не была осуществлена

Горельефы Генерального конструктора космической техники Сергея Павловича Королева и академика Льва Давидовича Ландау, о которых пишет в своем письме Екатерина Силис, размещены на здании института и украсили его фасад.

Н. Силис и В. Лемпорт посещали Красноярск, бывали в институте и в гостях у Леонида Васильевича. Сотрудники института бывали у скульпторов в их мастерских.

Одно из воспоминаний о таких встречах предлагаем вашему вниманию. Вспоминает доктор физико-математических наук, заведующий лабораторией радиоспектроскопического структурного анализа Института физики СО РАН (1979-1998) Эвальд Петрович Зеер: «Впервые я познакомился с этими яркими людьми в июне 1969 года, когда после завершения международной конференции в Казани, посвященной 25-летию открытия ЭПР (электронный парамагнитный резонанс), оказался вместе с моим шефом Арнольдом Геннадьевичем Лундиным в Москве. Он был с ними хорошо знаком и в один из дней договорился о встрече, на которую пригласил и меня. Мы пришли в их творческую мастерскую на ул. Олеко Дундича 5, вблизи станции метро "Филевский парк", и мне показалось, что я попал в волшебный мир. Необычные скульптурные изображения женских фигур Н. Силиса и стилизованные портреты В. Лемпорта поразили воображение. Затем было застолье, на котором присутствовали некие люди из московского бомонда, обсуждались какие-то московские и прочие новости и слухи. Силис и Лемпорт рассказывали, как они судились с министерством культуры РСФСР, о своих работах в разных городах страны и за рубежом, ну и т.д.

Спустя некоторое время Силис и Лемпорт по приглашению Киренского приехали в Красноярск для установки перед зданием института созданной ими скульптуры «Соленоид» - будущий институтский символ, который я всегда называл «сукрутиной в две четверти». Подозреваю – это была идея Лундина пригласить именно этих скульпторов. На меня, довольно провинциального человека, они вновь произвели огромное впечатление своей какой-то, не знаю, столичной экстравагантностью что ли, раскованностью. Они носили потёртые джинсы, купленные в одной из африканских стран - тогда что-то абсолютно новое для большинства из нас. Я подолгу беседовал с ними во время монтажа скульптуры; вместе с ними и Арнольдом Геннадиевичем сходили на Столбы. Были какие-то «посиделки», на которых они под гитару великолепно пели шуточные песенки. И пели, пели просто необыкновенно хорошо. Пару этих песенок я даже умудрился записать на магнитофон и до сих пор сожалею, что не смог их сохранить. Одна из песенок была про некую даму в белом, целая баллада, которая заканчивалась гибелью героини: «…и вот Вы лежите здесь, совсем одинокая, и белое платье снова на Вас. Белые туфельки, белое личико, белое платьице – чуть помятый атлас…». Вторая песенка рассказывала о Микеланджело, которому постоянно приходилось бороться с каким-нибудь очередным папой Пием. Но... «…Микеланджело парень был смелый. Он схватил пресс-папье со стола, и сказал он ему, милый папа, не в свои ты не суйся дела…».

Не удивительно, что, когда встал вопрос о памятнике Киренскому выбор скульпторов пал именно на них. Вспоминаю, как они привезли готовый портрет и "переводили" его на каменную глыбу. Примененную ими технику можно бы назвать механическим 3D-принтером. Памятник получился отменный, а портреты Ландау и Королева, выполненные Лемпортом, украшают здание института и до сих пор.

Следующая встреча с ними состоялась, кажется, в феврале 1973 года, и организована была Славой Габудой. Встреча была очень сердечной, оказалось возможным более подробно ознакомиться с их мастерской, с их квартирками при мастерской; пили чай за длинным столом на большой антресоли, на которой привычно собирались их многочисленные гости.

Последний раз мы, я и неугомонный Миша Афанасьев, побывали у них в начале 1980-х. Я пригласил на встречу своих детей, сына и его молодую жену, и они испытали тот же восторг от искусства этих художников, как и я 12 лет назад. Силис и Лемпорт стали сдержанней в употреблении чего-либо крепче чая, который они по привычке заваривали прямо в кружках. Как обычно у них в гостях были какие-то люди, велись беседы на разные темы. Лемпорт был молчалив, и рисовал, в привычной только ему манере, силуэты своих гостей. Пару из этих рисунков удалось сохранить.

 В гостях у скульпторов

В гостях у скульпторов Н. Силиса и В. Лемпорта. Москва. Начало 80-х.

Владимир Лемпорт умер в 2001-м. Николай Силис жив, ему 89.

Среда, 4 октября 2017»

Академик Л.В. Киренский скончался 3 ноября 1969 года и похоронен рядом с Институтом физики СО РАН. Когда встал вопрос о памятнике на могиле Леонида Васильевича, было решено обратиться к уже известным скульпторам. Три гранитные глыбы у могилы Л.В. Киренского, напоминающие по внешнему виду один из уголков живописной сибирской тайги – красноярские «Столбы» -  словно символизируют непрерывную связь его самого и дела, которому он служил, с Сибирью. Авторами памятника являются скульпторы Н. Силис, В. Лемпорт и архитектор Лев Алексеевич Соколов, который был удивительно и разносторонне талантлив. Архитектор, актер, спортсмен, певец, рисовальщик, он обладал еще одним редким талантом — даром общения и дружбы. Лев Алексеевич прожил очень короткую, но удивительно яркую жизнь.

Из книги Николая Силиса "Воспоминания".

Квалификационная работа. Студент 4 курса Гуманитарного института Сибирского федерального университета. Кафедра «Культурология». Направление "Искусство и гуманитарные науки", Медникова Мария Эдуардовна.

"Философско-искусствоведческий анализ объекта социокультурного пространства". г. Красноярска "Соленоид. Скульптор Силис Н.А.,1969 год.

Операции с документом

Вход


Забыли пароль?
Облако
Академгородок Александров Александрова Архипкин Баюков Безносиков Беляев Биос Бовина Бондарева Бондаренко Вальков Викторина Власов Волков Воронов Втюрин Гительзон Дрокин Дрокина Захаров Звегинцев Здания Зеер Зиненко Золотухин Зырянов Игнатченко Институт физики Исхаков Киренская Киренский Ковров Б.Г. Коршунов А.В. Крылов Лаборатория аналитических методов исследования вещества Лаборатория кристаллофизики Лаборатория молекулярной спектроскопии Лаборатория радиоспектроскопического анализа Лаборатория резонансных свойств магнитоупорядоченных веществ Лаборатория сильных магнитных полей Лаборатория физики магнитных явлений Лаврентьев Лундин Мельникова Места Музей Музей друзей Овчинников С.Г. Памятник Панкрац Петраковский Петров Попков Приборы и оборудование Саблина Саланский Сидько Ф.Я. Смокотин Софронова Спиров Терсков Установки Флеров Флёров Фролов Хрусталев Хрусталева Хрусталёв Хрусталёва Л.М. Чистяков Шабанов Школьники Эдельман Якубайлик